03.04.2017
25–26 марта 2017 года состоялся межрегиональный дистанционный конкурс по информатике и Теории решения изобретательских задач «ТРИЗформашка — 2017». Организатором конкурса является факультет довузовской подготовки Пермского филиала НИУ «Высшая школа экономики».
Цели конкурса:
- отработка материала и методики изучения в средней школе темы «Параллельные вычисления»;
- знакомство учителей и учащихся с перспективными направлениями развития информатики;
- развитие творческого мышления учащихся;
- пропаганда методов интенсификации обучения за счет использования простейших приемов системного анализа, теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), грамотной организации информации;
- отработка методики преподавания информатики, системного анализа и ТРИЗ в средней школе;
- отработка механизма проведения дистанционных конкурсов.
В этом году свои силы попробовала команда воспитанников ЦИТа — Дементьев Захар, Журавлев Афанасий и Ростер Полина (педагог — Казакова Любовь Александровна). Задания оказались сложными, и наша команда справилась лишь с 3 задачами из 20. Но зато ребята получили опыт решения таких задач и надеются на успешное выступление в дальнейшем. Всего в конкурсе приняло участие более 40 команд из Пермского и Краснодарского края; Кемеровской, Курской, Ленинградской, Московской, Новосибирской и Оренбургской областей; республики Карелия; Ханты-Мансийского автономного округа.
Справка.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач разработана советским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Первая работа по ТРИЗ была опубликована в 1956 году.
Постулаты ТРИЗ
- Техника развивается по определённым законам.
- Для решения изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия.
- Изобретательские проблемы можно классифицировать и решить соответствующим методом.
- Г.С. Альтшуллер пришел к выводу, что фундаментом будущей теории изобретательства должны быть законы развития технических систем.
Основные функции ТРИЗ
- Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
- Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
- Развитие качеств творческой личности.
Вспомогательные функции ТРИЗ
- Решение научных и исследовательских задач.
- Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
- Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
- Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
- Объективная оценка решений.
- Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
- Развитие творческого воображения и мышления.
- Развитие творческих коллективов.